Сергей Белов: Человек, который разглядывает жизнь
Некоторое время назад редакцию нашей газеты посетил один интересный и незаурядный человек, который поразил меня своим особым восприятием и видением окружающего мира. После разговора с ним я открыла для себя процесс создания фотографии совершенно с иной стороны. Оказалось, что – это дело не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. Герой моей сегодняшней статьи – известный в нашем городе и успешный фотограф Сергей Белов.
Когда прогуливаешься по улицам Осы, часто можно встретить задумчивого высокого мужчину в очках и с бородой, вооруженного фотоаппаратом и пристально вглядывающегося во все вокруг. Вроде бы всё понятно: человек держит в руках камеру – значит, фотограф, разглядывает что-то – значит ищет место, где бы заснять нечто эдакое, необычное. Ну, типичный фотограф, что еще тут скажешь! Наделает кучу фотографий, дома выберет самые лучшие снимки, займется обработкой и давай по социальным сетям распространять, чтобы все восхищались и хвалили его за мастерство. Постепенно количество поклонников и ценителей его творчества растет, формируется определенная репутация, заказы увеличиваются, что еще можно пожелать?! Такое стереотипное представление возникает у многих людей, да на самом деле жизнь и развитие многих фотографов зачастую так и выглядит.
Но всё же, существуют исключения, люди, для которых занятие фотографией – это смысл жизни. Для них процесс создания фотографии является священным ритуалом, к которому нужно подходить осознанно и серьёзно. Таковым и является Сергей Белов.
По словам Сергея Николаевича, в чудесном мире фотографии он очутился, будучи ещё школьником, когда одноклассник случайно сфотографировал его и вручил ему этот снимок. В этой фотографии не было ничего особенного, просто человек, запечатленный в определенный момент времени. Но всё же, что-то тогда переменилось в мальчике, и его больше ничего не интересовало, кроме магии создания фотографии. Всё свободное от учёбы время он стал посвящать любимому делу.
Сергей воспитывался в обычной семье, в которой не было людей творческих профессий, художников или фотографов. Поначалу родители занятие сына воспринимали как очередное поверхностное увлечение, которое он вскоре бросит и забудет. Никто даже не подозревал, что это окажется всерьез и надолго.
Для Сергея создание фотографии – это процесс не столько физико-химический, сколько именно внутренний, во время него происходит некая перестройка, благодаря которой он как личность ощущает себя совершенно по-другому, объяснить словами эти чувства очень сложно. Он признается, что сама фотография как материальный конечный результат, его интересует в гораздо меньшей степени, чем сам процесс. Его можно сравнить с наблюдением в телескоп, с помощью которого человек разглядывает космос, замечает какие-то перемены, явления и прочее, то же самое и здесь. При помощи фотографии можно находиться в некоем диалоге с людьми, в диалоге с самим собой, находить ответы на волнующие вопросы, духовно расти и постигать смысл жизни.
Вступая в диалог с людьми, он как будто через призму фотоаппарата следит за их жизнью, выступая своего рода сторонним наблюдателем. Так как фотограф делает снимки примерно одних и тех же людей, но в разных возрастных промежутках, он словно ведёт их по жизни и следит за развитием и становлением личности, замечает перемены, которые не каждому дано увидеть. Он напоминает Шерлока Холмса с его дедуктивным методом, от которого совершенно ничего невозможно скрыть.
Об искусстве фотографии мой собеседник может говорить бесконечно и с огромным удовольствием. В процессе разговора сама невольно очаровываешься и проникаешься всем до такой степени, что возникает безумное желание попробовать себя в роли фотографа, самой понять и разобраться в этих процессах.
Сергей снимает абсолютно на любую тематику, он попробовал себя во многих жанрах и направлениях фотографии. А как иначе? Ведь только так можно понять, что близко и каким путём следовать дальше. Работа по шаблону совершенно не вдохновляет автора, он предпочитает работать с людьми креативными и идейными, ведь только при обоюдном сотрудничестве может получиться что-то по-настоящему интересное. Вдохновение он черпает повсюду, но в основном, конечно, от тех людей, которые занимаются творчеством и имеют философский взгляд на мир.
Ещё одна особенность, которая привлекает Сергея Белова в фотографии – это детализация. Можно сделать снимок и разглядывать его всю жизнь, находя все новые и новые подробности, в другом виде визуального творчества это практически невозможно. Художник рисует все из головы, современный фотограф тоже может изобразить выдуманную реальность, прибегнув к различным программам, подставить предмет в экспозицию, что-то дорисовать. Но это уже будет иллюзорный мир, наполненный некими представлениями человека о совершенстве, а фотография должна максимально отражать реальность. Документальная фотография по сути своей совершенна, когда на ней настоящие люди, с морщинками, веснушками или шрамами, они не отретушированные и не искаженные, и в этом основная ценность.
Многие думают, чем дороже и выше уровень фотоаппарата, тем качественней фотографии. «Дело не в этом, фотография в голове, она не зависит от дорогой техники, поэтому не так важно какой фотоаппарат в руках. Я снимаю на обычную камеру среднего уровня, но при сравнении с фотографиями, снятыми на аппараты более высокого класса, они совершенно не отличаются. Единственное, что больше времени может уходить на доработку», – рассказывает фотограф.
Несмотря на то, что Сергей Белов уже долгие годы занимается фотографией и делает это профессионально, он также работает штатным фотографом Дворца культуры, где имеет свою студию. Он не считает себя фотографом, ему ближе определение «человек, который разглядывает жизнь через объектив фотоаппарата». И этот процесс не прекращается, он всегда и везде. Если обычный человек берёт в руки фотоаппарат, его не заботят какие-то детали, он просто бездумно нажимает на кнопку и не получает никакого отклика от этого действия. Если же Сергей берет камеру, то в его голове происходит процесс созидания, размышления и анализа происходящего, он будто запускает определенную программу и после срабатывания затвора происходит что-то чудесное, результат которого мы можем видеть на его снимках.
Мария ПАВЛОВА
Автопортрет Сергея Белова