С 1 сентября 2020 года школы Пермского края повсеместно начали работу в информационной системе «Электронная Пермская Образовательная Система.Школа» («ЭПОС.Школа»).
Это электронный дневник, в котором можно проверить свои отметки, узнать расписание и домашнее задание не только ученикам, но и родителям. Теперь оценки невозможно подделать, дневник «потерять» или сказать, что «ничего не задано». Но так ли вс` идеально в электронном школьном мире и стоило ли отказываться от традиционных бумажных дневников и журналов?
Эпохальные изменения
Совсем скоро пролетят каникулы, и вновь школьное сообщество окун`тся в «ЭПОС», где не вс` так совершенно, как кажется. Будут ли устранены недоч`ты и приняты во внимание замечания со стороны учителей, родителей и учеников – задаются вопросом пользователи электронного дневника.
«ЭПОС.Школа» – это облачная платформа, состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотеки электронных образовательных материалов и инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих модулей. Также действует мобильное приложение, которое дублирует основные функции системы. В ближайшем будущем в систему «ЭПОС» планируется ввести дошкольные и учреждения дополнительного образования. С 2021-2022 учебного года началось обязательное заполнение в «ЭПОС» таких подсистем, как «ЭПОС.Внеурочная деятельность» и «ЭПОС.Дополнительное образование». В 2022-2023 учебном году в электронную пермскую образовательную систему сервиса внедряется автоматизация образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования. Планируется добавить в «ЭПОС.СПО» виртуального «Помощника», который будет включать в себя базу знаний, уведомления, опросы и подсказки.
– Мы живем в век информационных технологий, внедрение этой системы рано или поздно должно было осуществиться, поскольку она решает сразу много задач. Кроме того, подобные системы давно и успешно действуют в других регионах, – сообщают в управлении образования и социального развития администрации Осинского городского округа.
Без Госуслуг никак
В электронный дневник системы «ЭПОС» могут войти как ученик, родитель, так и учитель, директор, администратор. Содержание и функционал у каждого будет разным. Выходом на платформу «ЭПОС» пользуются 100 процентов педагогов Осинского округа.
Родители могут иметь в неё доступ в том случае, если у них есть регистрация на сайте Госуслуг. Вход осуществляется с использованием учётной записи на этом портале. Для этого необходимо войти в систему через кнопку «Вход для родителей» на стартовой странице «ЭПОС.Школа» https://school.permkrai.ru/. На открывшейся странице вводятся учётные данные Госуслуг: логин и пароль. И только потом происходит переадресация на «ЭПОС». Причем если на Гоуслугах включены оповещения о двухфактороной проверке входа в учетную запись, то нужно вводить одноразовый SMS-код, который придёт на ваш телефон. Это защитит аккаунты не только на Госуслугах, но и в «ЭПОС».
Нажимаете кнопку «Войти» – и родителям открывается вся подноготная учебного процесса их ребёнка.
Причём, если детей несколько, то можно переключать их дневники. А если и второй родитель захочет просматривать дневники детей, то просто нужно выйти с аккаунта супруга и зайти со своей учётной записи.
Удобно пользоваться и мобильным приложением в телефоне, которое полностью дублирует основные функции сайта «ЭПОС.Школа, но с более удобным и быстрым доступом. Вход в приложение также осуществляется с помощью учёной записи на Госуслугах.
Не обошлось без трудностей
Несмотря на то, что при региональном Министерстве информационного развития и связи работает служба цифровых кураторов, которая ведёт организационно-методическое сопровождение, а также помогает пользователям в освоении функционала «ЭПОС», некоторые участники поначалу испытывали трудности с регистрацией и входом в электронный журнал.
Также педагоги отмечали трудоемкость его заполнения, при этом продолжая вести «свой», бумажный журнал, из которого впоследствии переносили отметки в электронный. Поэтому ученики и родители замечали несоответствие дневника действительности – оценка получена, а в «ЭПОС» её нет. Педагоги подчеркивали, что в работе сайта случаются перебои, используется большой расход времени на обработку информации, компьютер «подвисает»: при выставлении оценок невозможно быстро выйти из системы журнала одного класса и перейти к другому, в итоге работа затягивалась
Вызывала недоумение и невозможность исправить оценку спустя неделю: получил, как говорится, двойку – и уже её не сотрёшь. Также при экстренной смене расписания в электронном журнале изменения не вносились, возникала путаница – дети приходили в школу в разное время, подготовленные к другим урокам – одни ориентировались на «ЭПОС», другие на расписание на стене – доверяй, но проверяй!
– При работе с электронным журналом педагоги школ Осинского округа сталкивались со следующими трудностями: освоение алгоритмов работы в очень короткие сроки; необходимость постоянной консультационной поддержки по техническим вопросам на начальной стадии освоения, – поясняет Алексей Садилов, заместитель главы городского округа, начальник управления образования и социального развития администрации Осинского городского округа. – Отмечу, что в данное время в школах округа бумажные журналы не ведутся. Ведение электронного и бумажного журнала одновременно – это дублирование, двойная работа.
В чём польза?
Но все же большинство задействованных в образовательном процессе видят в электронном дневнике пользу. Так, ученики могут спрогнозировать четвертную оценку – в «ЭПОС» виден средний балл, на который ориентируются педагоги. Родители в ежедневном формате отслеживают успеваемость своих детей, при этом появилась возможность скорректировать усилия ребенка, если средняя отметка кажется родителям низкой, не соответствующей его возможностям. Кроме того, родители могли проконтролировать выполнение заданного домашнего задания, что было не всегда возможно при проверке бумажного дневника.
– Стоит отметить, что система большая, разветвлённая, имеет много модулей. Сначала необходимо было до конца разобраться с функциями, направлениями, возможностями, технологиями и алгоритмами. Возможно то, что кажется недоступным или сложным сегодня – завтра покажется привычным и простым, – комментируют специалисты управления образования.
В общем ученики, учителя и родители с головой погрузились в «ЭПОС», осваивая цифровизацию образования. И если младшеклассники еще ведут традиционные дневники, старательно записывая в них расписание и домашнее задание, то ученики старших классов не видят в этом необходимости – все нужное можно узнать из приложения на смартфоне.
– В «ЭПОС.Школа» у учителя есть возможность удалённо задавать домашнее задание школьникам через интерфейс электронного журнала и дневника. Ученики могут смотреть и скачивать материалы, которые прикрепили учителя: текстовые документы, презентации, видеоролики. Выполнив задания, школьники могут отправить их на проверку в этой же системе, – говорит директор ОСОШ №1 Алексей Селиванов, – также интересна новая система оценивания. В каждой школе администрация и учителя могут выбрать любую шкалу оценки результатов учеников: пятибалльную, стобалльную или в формате зачёта. Отметкам за контрольные или другие важные работы в «ЭПОС.Школа» можно придать больший удельный вес, чем всем остальным, – удвоить или утроить, а значит, они будут иметь большее влияние на итоговые за аттестационный период, чем, к примеру, отметки за домашние работы.
Одним из преимуществ электронного дневника его участники видят обмен сообщениями с педагогами и администрацией школы. Сегодня, когда общение с учителями ушло в многочисленные мессенджеры, оно кажется не совсем уместным в социальных сетях с точки зрения нарушения личного пространства. Возникают неоднозначные и конфликтные ситуации. Одно дело, когда ученик пишет учителю в вечернее время на его личную страницу ВКонтакте, совсем другое – на официальной образовательной платформе.
– Да, можно использовать ресурс для оперативной связи с учителями и администрацией школы, а также с другими родителями. Правда, по устоявшейся традиции, для этого чаще используют чаты мессенджеров. Но здесь есть одна тонкость: для общения с педагогами-предметниками такие чаты и группы в соцсетях не подходят, – подтверждает Алексей Селиванов, директор ОСОШ №1.
Если возникают перебои с интернетом…
Всё это выглядит радужно, когда у вас нет перебоев с интернетом, но каково приходится жителям сельских территорий, где связь непостоянна? Поэтому для родителей, не имеющих доступа к Интернету, учителя имеют возможность распечатать информацию из системы и передать её семьям. При этом некоторых педагогов беспокоит то, что в малообеспеченных, неблагополучных, неполных семьях не у всех есть возможность приобрести электронные ресурсы и оплатить доступ к сети Интернет. Всё это накладывает негативный отпечаток на пользование системы. Поэтому для родителей, не имеющих доступа к интернету, в некоторых школах Прикамья организуют рабочие места, с которых можно зайти в «ЭПОС.Школа».
Итак, вопросы к системе всё ещё остаются, ведь в новом всегда разбираться непросто. Но многих «ЭПОС.Школа» вполне устраивает. И когда получится познать тонкости электронного дневника в полной мере, то открыть для себя его плюсы каждый сможет самостоятельно.
МНЕНИЯ
Алексей Селиванов, директор ОСОШ №1:
– В «ЭПОС» можно следить за успеваемостью ребенка. Оценки за текущие и всевозможные контрольные работы выставляются оперативно – прописываются домашние задания, следовательно, можно проконтролировать их выполнение. Запись домашнего задания в электронном дневнике очень удобна тем, кто болеет или пропускает уроки по другим уважительным причинам. Не нужно никого теребить – открыл дневник и узнал, что задали. Сайт позволяет выкладывать ссылки на дополнительные материалы, которыми сейчас активно пользуются многие учителя и ученики. Это книги, сайты, видео, чертежи, схемы, таблицы – что угодно, лишь бы они были в электронном виде.
Анастасия Ермолина, выпускница СОШ №2:
– Приложение «ЭПОС», безусловно, нужно доработать. Возникали некоторые трудности с выставлением отметок в течение учебного года. Иногда вместо одной оценки стояли две, в частности в мобильном приложении было так. А ещё нет чёткого понимания, за что поставлена та или иная оценка. Помимо этого, в «ЭПОС» есть библиотека, где можно найти презентации или книги на определённую тему. Я пыталась открыть их, но там ничего не увидела. Плюс, я думаю, в том, что можно выбирать тему определённого цвета.
Мария Богомягкова, мама двух учеников начальной школы:
– Идея хорошая, но есть недоработки в самой программе. Не всегда понятно, за что ставится оценка. Очень короткий промежуток времени, за который учитель может исправить отметку, выставленную в случае ребенок отсутствовал или не был готов. Расписание в «ЭПОС» не всегда совпадает с реальным, часто указано неверное домашнее задание. Считаю, что бумажный дневник необходим, в нём более наглядно видны оценки, расписание, домашнее задание. Пока, на мой взгляд, в электронном дневнике присутствуют недостатки, часто возникает путаница.
Наталья Пьянкова, мама восьмиклассницы СОШ №4:
– Дочь самостоятельно контролирует свой дневник: и домашнее задание, и расписание, и успеваемость. Говорит, что электронный дневник – это очень удобно. Нам показывает только полученные отметки, этого достаточно. Конечно, для нас, родителей, непривычно, что не ведётся бумажный вариант, но время идёт вперёд, считаю, введение электронного дневника правильным и своевременным шагом. Я за всё новое, если оно приносит удобство!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин:
– Цифровизация системы образования, внедрение информационных технологий в процесс получения новых знаний является приоритетным направлением работы краевых властей. В Прикамье уже несколько лет работает электронная образовательная система «ЭПОС». Мы оснащаем школы оборудованием, чтобы у педагогов, школьников и их родителей была возможность пользоваться электронным дневником и другими функциями системы. Что касается доступа в интернет, то наша задача обеспечить им все школы, чтобы учителя могли применять на уроках новые технологии. Это необходимо, чтобы наши дети могли развивать свои способности и лучше ориентировались в современном мире. Чтобы улучшать качество образования в территориях края и повышать шансы при поступлении прикамских выпускников, независимо от того, какую школу они закончили, необходимо создавать равные возможности для обучения. Решать этот вопрос и устранять территориальное неравенство здесь и сейчас позволяют цифровые технологии.
Автор - Ольга СЁМИНА