Валерий Сухих провёл Парламентский урок для школьников Пермского края.
Участниками Парламентского урока стали школьники, студенты и педагоги из Бардымского, Еловского, Осинского и Чайковского округов. Они разработали проекты, которые планируют представить на конкурс инициативного бюджетирования.
Предложено – сделано
9 ноября на площадке Чайковского техникума промышленных технологий и управления прошёл Парламентский урок для школьников и студентов из четырёх территорий Пермского края. Его провёл председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих. Тема урока была посвящена механизмам инициативного бюджетирования и возможностям участия в конкурсе для школьников и молодёжи.
Как отметил спикер краевого парламента, депутат по избирательному округу № 23 Валерий Сухих, Парламентские уроки – это не просто встречи с школьниками, это рабочая площадка, где участники могут предложить свои идеи для развития территорий.
– За историю проекта удалось воплотить в жизнь не одну идею, озвученную школьниками во время Парламентского урока. Школьники из Бардымского и Чайковского округов совместно с муниципальными молодёжными парламентами провели несколько значимых акций и мероприятий.
Именно на Парламентском уроке родилась идея проекта «Путешествие по Пермскому краю», который успешно реализуется с 2017 года, – подчеркнул Валерий Сухих.
Напомним, с 2017 года в рамках проекта «Парламентский урок» проходит конкурс «Путешествие по Пермскому краю». За эти годы участниками стали более тысячи школьников и педагогов из всех территорий региона. По условиям конкурса участники создают и воплощают в жизнь авторские туристические маршруты. Лучшие из них становятся победителями и ложатся в основу телевизионных передач «Путешествие через край». Проект «Путешествие по Пермскому краю» был неоднократно отмечен на общероссийском уровне. В 2018 году Законодательное Собрание Пермского края стало победителем федерального творческого конкурса в номинации «Лучшее видео (фильм) государственной/муниципальной структуры». Цикл телевизионных фильмов «Путешествие через край» становился финалистом национальной премии «Страна».
Также в 2020 году во время Парламентского урока ученики школы № 2 и № 3 города Осы предложили благоустроить одно из самых популярных мест в своём городе – Ярмарочную площадь. Идея получила поддержку местных и краевых властей и была номинирована на голосование. Проект трижды становился победителем Всероссийского голосования за объекты благоустройства и теперь реализуется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».
Ранее председатель Законодательного Собрания Пермского края Валерий Сухих отмечал, что на примере Осы видно, как при поддержке краевых властей, местной администрации и самих жителей озвученная идея может быть реализована в рамках федерального проекта.
– Ярмарочная площадь – сердце Осы, по-настоящему историческое место для этого города. Обновление пространства имеет особое значение для горожан и туристов. Уверен, проект реализуется до конца, потому что он живой, придуман детьми, которые любят свою малую родину и делают её лучше. Благодаря поддержке губернатора Дмитрия Николаевича Махонина, Правительства Пермского края и местной администрации нам удалось создать новое место притяжения в Осе, которое привлекает жителей и гостей города, – говорил Валерий Александрович.
В рамках первого этапа здесь была открыта многофункциональная спортивная площадка. Летом тут можно играть в баскетбол, а зимой местные жители могут кататься на коньках и играть в хоккей, также действуют площадки для волейбола и фитнеса, есть трибуны и модульные здания для переодевания. Концертное пространство и арт-объект с названием города «Оса» были созданы в рамках второго этапа обновления общественного пространства в центре города. У Осинского центра культуры и досуга построили сцену, установили скамейки, урны, клумбы и арт-объект «Оса» с подсветкой. В ходе реализации третьего этапа будут обустроены пешеходные дорожки, освещение и парковка. Ярмарочная площадь заиграла новыми красками и из пустыря превращается в современную многофункциональную площадку.
От инициативы – к действию
В этот раз на уроке участники узнали о механизмах инициативного бюджетирования и региональном проекте «Дети решают». С информацией выступили заместитель министра территориального развития Пермского края Иван Корякин и начальник управления общего, дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края Лариса Калинчикова.
По итогам работы старшеклассники представили проекты, которые в дальнейшем планируют доработать и заявить на конкурсы инициативного бюджетирования. Сначала школьники представляли идеи своих проектов перед сверстниками в формате «Мирового кафе», совместно дорабатывали и оформляли в проект. Затем каждая территория защищала готовый проект перед экспертами.
Так, ребята из Осинского округа разработали проект по созданию постамента в память об участниках специальной военной операции. Ученики Бардымского округа предложили создать мобильное приложение с экскурсионными маршрутами по туристическим местам своей территории. Школьники и студенты из Чайковского округа подготовили несколько проектов: сообщество учеников, помогающих с изучением предметов, приют для бездомных животных и школу операторов беспилотных летательных аппаратов. Старшеклассники из Елово предложили благоустроить одно из исторических мест округа – Фаворскую гору. По итогам урока этот проект стал лучшим по степени проработки.
Заметим, что осинцы активно участвуют в программе инициативного бюджетирования. В этом году представлено 12 проектов, надеемся, в последующем их количество пополнится молодёжными инициативами.
Инициативное бюджетирование является механизмом поддержки идей жителей по развитию территорий, решению проблем местного значения. В рамках проектов инициативного бюджетирования жители могут обустраивать спортивные и детские площадки, ремонтировать дома культуры, водопроводные сети, пирсы, устанавливать и реконструировать памятники, закупать пожарно-техническое оборудование. Проекты финансируются за счёт нескольких источников: бюджет Пермского края (до 90% общей суммы финансирования проекта), местный бюджет, денежные средства населения муниципального образования, а также средства индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Командная работа – это эффективно!
В Парламентском уроке приняли участие представители администрации и Дум четырёх округов: глава Чайковского городского округа Юрий Востриков, глава Еловского муниципального округа Антон Чечкин, заместитель главы Бардымского муниципального округа по социальному развитию Татьяна Балтаева, заместитель главы Осинского городского округа по социальной политике Алексей Садилов и председатель Думы Бардымского муниципального округа Ильгизар Вахитов.
– В этом году тема Парламентского урока была посвящена лидерству, эффективной командной работе и механизмам решения вопросов местного значения. Проведение подобных мероприятий очень важно для детей. В наше время открываются большие возможности для реализации своих идей и планов путём участия в проектной деятельности. Ребята познакомились с механизмами реализации проектов различных региональных программ, попробовали свои силы в написании проектов. Самое главное, то, что ребята участвуют в развитии своих территорий, выявляют проблемы и находят пути их решения. Очень надеюсь, что все проекты участников урока будут реализованы, – отметил Алексей Садилов, заместитель главы по социальной политике Осинского городского округа.
Напомним, Парламентские уроки проводятся Законодательным Собранием Пермского края с 2006 года. На них обсуждают деятельность органов власти и молодёжных парламентов. С начала октября Парламентские уроки уже прошли в 20 территориях региона. Планируется, что занятия будут проходить до конца этого года во всех территориях Пермского края.
Ольга Сёмина
Прямая речь
Валерий Сухих, председатель Законодательного Собрания Пермского края, депутат по избирательному округу № 23:
– Вот уже более 18 лет Законодательное Собрание Пермского края является инициатором проведения в образовательных организациях Парламентских уроков. Благодаря таким встречам школьники подробнее узнают о том, как устроены органы государственной власти и как они, будучи юными жителями Прикамья, могут влиять на развитие своей территории и всего региона. Парламентские уроки – это та площадка, где участники могут получить новые знания, научиться анализировать, выстраивать коммуникации и заявить о себе, это возможность для молодёжи. За историю проекта удалось воплотить в жизнь не одну идею, озвученную ребятами во время Парламентского урока. В Осе в рамках национального проекта идёт благоустройство Ярмарочной площади. И он очень успешно реализуется! Надеюсь, все идеи, озвученные в этот раз, найдут своё воплощение.
Мнения
Ирина Денисова, учитель обществознания СОШ № 2:
– В целях воспитания активной гражданской позиции и формирования патриотизма, правового просвещения и поощрения творческой активности учащихся 9 ноября группа старшеклассников из четырёх школ Осинского городского округа приняла активное участие в Парламентском уроке с участием председателя Законодательного Собрания Пермского края Валерия Сухих. На этот раз на уроке участники узнали о механизмах инициативного бюджетирования и региональном проекте «Дети решают». Урок прошёл занимательно и познавательно. Практически ежегодно я вместе со старшеклассниками принимаю участие в Парламентском уроке, и каждый раз организаторы стараются привнести что-то новое. Хочется отметить на этом уроке разумное сочетание теоретических знаний об инициативном бюджетировании и групповую работу над проектными идеями. Также было интересно, когда команды представляли визитки по теме «Уникальность своей территории». Эксперты оценивали проекты учащихся, задавали вопросы, делились соображениями. Атмосфера царила живая, познавательная, максимально заинтересованная и доброжелательная.
Раиса Орлова, учитель истории и обществознания СОШ № 4:
– Парламентский урок очень важен для понимания устройства органов государственной власти – вопрос, который непрост для понимания. Важно, что ребята непосредственно встречаются с парламентариями, пробуют себя в роли граждан – инициируют проекты, представляют, защищают свои идеи. Таким образом приходит понимание, что такое «живая» демократия, как влияет гражданское общество на государство.
Елена Чернышова, 10 класс ОСОШ № 1:
– Мне было полезно посетить этот урок. Очень понравилось, что мы много контактировали, общались, делились мнениями с другими участниками. Мы получили опыт выступления с проектом, который пригодится в нашей жизни. Также работали в команде и обрели опыт сотрудничества со своей командой и другими участниками.
Вадим Толстиков, 10 класс ОСОШ № 1:
– Это была прекрасная поездка! Когда приехали, уже на входе нас встречали гостеприимные и очень добрые помощники, которые с радостью всё объяснили и показали. Этот урок был самым главным и важным в моей жизни. Там было очень интересно, волнительно, когда выступали, увлекательно, были такие классные эмоции, что даже не передать словами! С удовольствием слушал идеи других территорий, с чем-то был согласен, а с чем-то не совсем, ну всё равно было очень увлекательно! За этот урок, я узнал много всего нового и, надеюсь, что в следующем году, мне предоставится такая возможность, чтобы ещё раз съездить на этот очень интересный, увлекательный и позитивный Парламентский урок
Анна Аспидова, 11 класс СОШ № 2:
– Парламентский урок запомнился защитой проекта. Мне досталась честь быть капитаном осинской команды. Мы очень старались презентовать проект достойно. К сожалению, наш проект «Мир без войны» не занял первое место, но был высоко отмечен экспертами. Я очень надеюсь, что он, несмотря ни на что, будет реализован совместными усилиями всех жителей города.
Савелий Комин, 11 класс СОШ № 2:
– Я впервые принял участие в краевом Парламентском уроке. Он мне очень понравился. Отдельно хочется поблагодарить Чайковский техникум промышленных технологий, коллектив которого радушно встретил всех гостей. Заметна серьёзная подготовка к мероприятию. Сама программа тоже не заставила скучать из-за тесного взаимодействия участников, каждый мог выразить своё мнение о развитии территории. Было приятно увидеть наших депутатов, которые общались с детьми как с равными.
Анастасия Петухова, 11 класс СОШ № 2:
– 9 ноября я и мои одноклассники приняли участие в краевом Парламентском уроке. Наша осинская сплочённая команда представила проект «Мир без войны», посвящённый памяти участникам СВО. Самым важным и полезным для меня был опыт разработки и защиты проекта перед такими серьёзными экспертами. Я рада, что мне повезло побывать на познавательном и ответственном мероприятии.
Алиса Белоусова, 11 класс СОШ № 2:
– В этом году Парламентский урок прошёл просто замечательно: прекрасные люди, ведущая, умеющая управлять людьми, и эксперты, дающие полезные советы. Мероприятие запомнилось обилием событий, работы. Мы потрудились в большой команде, нашли друг с другом общий язык. И, конечно же, представили наш проект, ради чего и приехали в город Чайковский в этот день. Спасибо за прекрасную организацию мероприятия, за возможность побывать на таком событии и не пропустить много интересного!
Ксения Пинягина, 11 класс СОШ № 2:
– Мне очень понравилась поездка на Парламентский урок. Всё было интересно, хорошо организовано. Команды разрабатывали проекты по улучшению жизни на своей территории, а потом их защищали. Больше всего мне понравилась идея ребят из Елово, хотелось бы туда съездить после реализации проекта. Я получила новые знания и навыки в создании проектов. Во время этого мероприятия мне удалось познакомиться с новыми интересными людьми.
Ирина Сыпачева, 11 класс СОШ № 3:
– 9 ноября я впервые побывала на Парламентском уроке. Это оказалось очень интересное и полезное мероприятие как для меня, так и для моих сверстников. На нём мы смогли ощутить себя настоящими парламентариями, придумывая, разрабатывая и защищая проект для развития своего любимого города. Также увидели интересные проекты из других городов Пермского края. Наш день прошёл захватывающе и волнующе, мы получили много положительных эмоций, познакомились с учениками других населённых пунктов и, кроме того, узнали много полезной информации. Советую каждому из ребят побывать на таком мероприятии, ведь оно даёт возможность поучаствовать в продвижении и развитии своего города, а также осуществить свои задумки и идеи.
Егор Окулов, 11 класс СОШ № 3:
– Я рад, что побывал на Парламентском уроке в Чайковском. Это отличная возможность услышать полезную информацию от парламентариев. Также было здорово вместе создавать проект и услышать мнение экспертов. Мне понравилось, что была подробно раскрыта тема инициативного бюджетирования. Особенно полезно посещать подобные мероприятия ученикам, которые в будущем хотят работать в правотворческой сфере.
Анна Титова, 10 класс СОШ № 4:
– Парламентский урок был полезен. Особенно как практика в проектной деятельности. Это необходимый навык старшеклассника, который должен быть сформирован. Такой опыт поможет нам в реализации своих индивидуальных проектов. А Осинский округ получит возможность стать лучше.
Екатерина Томашевич, 9 класс СОШ № 4:
– По моему мнению, это было достаточно полезно для нас, молодого поколения, ведь этот урок преподнёс нам драгоценный опыт: создавать и защищать свои проекты, демонстрируя их на краевом уровне. Мы презентовали проект, получили комментарии по нему, и это было очень полезно. Учли какие-то моменты, которые в будущем пойдут на пользу нашей территории и помогут сделать её лучше. Мне очень понравилось принимать участие в этом мероприятии, это определённо стоило того!
Арина Ясырева, 10 класс СОШ № 4:
– Лично для меня Парламентский урок был полезен. Я приняла участие в создании проекта для своего же округа. С ребятами мы должны были презентовать его перед председателем Законодательного Собрания Пермского края Валерием Сухих. Наш проект не выбрали члены жюри, но мы получили обратную связь, как можно улучшить и доработать проект. Поэтому, я думаю, что и для нашей территории Парламентский урок был эффективен.