Рассевшись поудобнее, мальчишки и девчонки наперебой рассказывали, какую большую совместную работу со взрослыми они выполнили, как это было непросто, но какой славный результат их ожидает в будущем. Скоро с приусадебного участка Гремячинской школы, разбитого и посаженного собственными руками, ученики будут собирать большой урожай жимолости.
Наряду со взрослыми семиклассник Рома Кравченко ровнял лопатой площадку, сверлил лунки для столбов, чтобы потом установить забор, косил траву. Кирилл Богатырёв убирал мусор во время субботника, готовил лунки для саженцев. Маша Бурова носила в ведрах удобрения, а Соня Мудрова – воду для полива. Все потрудились на славу! И вот теперь, спустя два года, уже сняли пробу: каждый из ребятишек насобирал по горсточке первых ягод.
На пустующей, заросшей бурьяном территории, ягодный сад был заложен в июне 2018 года во время работы летнего оздоровительного лагеря силами детей (учеников 5-9 классов), педагогов, сотрудников учреждения, родителей и спонсоров. Всего посажено 300 саженцев нескольких сортов жимолости. Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Жимолость на пришкольном участке», инициатором которого выступило управление экономического развития администрации Осинского района. Педагогический коллектив школы подхватил инициативу с интересом и энтузиазмом, а руководителем проекта стала учитель биологии и химии Тамара Мельникова. На средства местного бюджета были закуплены сельхозинвентарь, сельхозтехника и оборудование.
В 2019 году Тамарой Мельниковой был написан второй проект «Агрокласс «Школа-сад», который в номинации «Экология» стал одним из победителей конкурса социальных и культурных проектов, проводимого Компанией «ЛУКОЙЛ». Таким образом благодаря поддержке пермских нефтяников дело получило продолжение. На средства гранта было закуплено оборудование: ноутбук, проектор, экран, а также построен агрокласс в виде крытой веранды для учебных занятий в осенне-весенний период.
Отмечу, что по задумке автора долгосрочный проект направлен на создание условий для организации опытно-производственной, учебно-исследовательской и профориентационной работы со школьниками района и студентами Осинского колледжа образования и профессиональных технологий. Но это в будущем, а пока ребята с удовольствием получают первые уроки садоводства, знакомясь с многолетним растением.
– Жимолость для нашей местности оригинальна, не у каждого в саду она есть. Во-первых, эта довольно зимостойкая культура созревает раньше всех других ягод. Во-вторых, её полезные плоды ценятся за большое содержание витаминов и минералов. В-третьих, ягоды очень вкусные, – поясняет детям Тамара Никитична.
А потом начинается арифметика:
– Если за сезон с одного саженца жимолости можно выручить примерно 350 рублей, а у нас в саду 300 кустов, то какую прибыль от реализации ягод в год может получить школа? – проговаривает условия задачи педагог.
И детям уже несложно сосчитать общий доход, который они получат в результате своей старательной работы.
На итоговом празднике по случаю успешной реализации проекта говорили спасибо ребятам. Благодарственными письмами от лица руководителя школы Надежды Телегиной чествовали родителей, спонсоров, сотрудников образовательного учреждения – всех, кто, не жалея времени и сил, трудился ради общего дела, помогал с техникой и стройматериалами.
Думается, в будущем школьный сад обязательно порадует высоким урожаем полезных ягод не только жителей Гремячинского поселения, осинцев, но, возможно, и жителей Прикамья. Поскольку уже есть договоренность по сбыту продукции в крупное пермское предприятие – агрофирму «Усадьба», являющееся ведущим производителем продукции сельскохозяйственного назначения.
Татьяна ЕЛОВИКОВА
Фото автора
С 2018 года в Пермском крае реализуется программа «Аграрное образование», важная часть которой ‒ создание специализированных классов. Проект направлен на увеличение числа молодых специалистов, сознательно пришедших в агропромышленный комплекс, и закрепление кадров на селе. Суть программы в том, чтобы еще в школе ученик сформировал свое отношение к сельскому хозяйству и к моменту выпуска смог определиться, какую профессию он хочет освоить.
По словам специалистов Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова, получая первоначальные знания в аграрной сфере, школьник лучше понимает её значение и сложность, может увереннее планировать свое профессиональное будущее и точнее оценивать перспективы трудоустройства. Формируемая с помощью агроклассов связь между школой и вузом помогает сегодняшним учащимся сделать выбор, который определит их дальнейшую жизнь. И от его правильности зависит не только будущее одного человека, но и сельского хозяйства в целом.
*****
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина поддержала идею развития системы агроклассов в школах как одной из составляющей повышения кадрового потенциала на селе. По признанию самих аграриев, именно кадровая проблема на сегодня стоит наиболее остро: старение кадров, необеспеченность квалифицированными работниками, отток молодёжи из сельской местности.
Опыт создания агроклассов в Пермском крае есть, ряд школ используют эту форму обучения до сих пор. В качестве пилотных территорий для создания агроклассов и выстраиванию системной работы в этом направлении выбраны Карагайский, Сивинский, Нытвенский и Верещагинский районы.
Сейчас агрокласс появился и начнет свою работу и в Осинском городском округе.
По материалам с сайтов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, Законодательного Собрания Пермского края