Учёба – на дистанции

Печать

В апреле все школы Пермского края перешли на дистанционное обучение. Дистанционка была принята учителями, учениками и родителями неоднозначно. Возникло немало вопросов, как оптимально организовать процесс обучения.  В первую очередь, пришли на помощь электронные ресурсы.

Как пояснила Ираида Вяткина, заместитель начальника управления образования и социального развития администрации Осинского городского округа, удаленное обучение в условиях самоизоляции организовано с использованием электронного оборудования и дистанционных технологий, при помощи различных платформ – основных и дополнительных. Школы и педагоги округа сами выбирали платформы, на которых будут организовывать образовательный процесс.

Так, школы Осинского округа организуют обучение с помощью Учи.ру, «Яндекс. Учебник», «ЭПОС.Школа», «Якласс», РЭШ (Российская электронная школа), «Мои достижения», Skyes, Zoom, Webinar.ru, Фоксфорд, и медиатека издательства «Просвещение». Также для передачи заданий используются мессенджеры и социальные сети.

Конечно же, трудности в освоении программного материала неизбежны. Разные возможности детей, разные требования педагогов, разные каналы восприятия и много других факторов, а главное – неготовность к самообразованию. Никто до сих пор не учил ни педагогов, ни родителей, ни детей удалённому образованию в длительном и массовом масштабе. Пришлось осваивать в боевом режиме. Это неплохо, учитывая современные тенденции, зная, что в этом направлении движется весь мир, – говорит Ираида Александровна.

Рассмотрим ТОП-5 наиболее популярных платформ, используемых для дистанционки.

 

  1. Сайт «Учи.ру»

Учи.ру – это платная образовательная онлайн-платформа. На сайте предложено 20 бесплатных карточек в день по разным предметам. Если есть желание решать задания дальше – необходимо заплатить деньги за абонемент за месяц, полугодие или год. Но учителя могут в определенное время «открыть» бесплатные уроки. На сайте проводятся марафоны – соревнования между классами и учениками, которые стимулируют школьников на увеличение решенных карточек, потому как за успешное прохождение курсов ребята получают награды в личном кабинете. Действуют дополнительные программы, к примеру, по программированию. Проводятся олимпиады, за победы выдаются электронные дипломы и сертификаты.

В связи с переводом школьников на дистанционное обучение, Учи.ру расширила бесплатный доступ ко всем ресурсам платформы для школ и учителей и запустила ряд новых бесплатных сервисов. Например, проведение индивидуальных и групповых видеоуроков «Виртуальный класс». Также для учеников 1-8 классов стали проводиться онлайн-уроки по разным предметам, для учеников 9 класса –экспресс-курс по подготовке к ОГЭ по математике, для преподавателей и директоров школ – вебинары об организации дистанционного обучения. С момента введения карантина активность на ресурсе возросла в шесть раз. Признан самым популярным ресурсом.

 

МНЕНИЯ

Мария, мама третьеклассника:

– Задания даются в игровой форме. Есть стимулирование к изучению предметов. Даже при очном формате обучения мой сын каждый день заходил и решал задания. Нравится участвовать в олимпиадах и марафонах. Покупали курс занимательной математики. Не всегда успевали в определенный срок решать задания от учителя, за это получали отрицательные отметки, считаю, конечно, это неправильным. Как основная платформа для образования, по моему мнению, сайт не подходит. Это дополнительный источник знаний, закрепление изученного на уроках. Хотя ребенок и смотрел онлайн-уроки, предлагаемые здесь. Но видеоуроки наш учитель на этом сайте не проводил

Александр, папа первоклассницы:

– Долгое время просто не получалось зайти на сайт по паролю, выданному учителем. Сайт постоянно подвисает, видимо, из-за массового использования. И моя дочь не всегда может разобраться с заданиями, приходится помогать. Платные задания мы не покупали, потому что образование должно быть бесплатным, и навязывание Учи.ру мне не нравится. Все-таки ученикам начальной школы необходимо очное обучение – как  их научить писать и считать через экран компьютера. Поэтому большая нагрузка ложится на родителей, но мы же не педагоги. Это уже старшеклассникам легко ориентироваться на сайтах, а малыши еще не могут учиться с помощью так называемых цифровых технологий.

 

  1. Zoom

Педагоги и учащиеся сошлись во мнении на том, что Zoom самая удобная платформа для проведения онлайн-занятий. Как вы уже знаете, Zoom – удобный и простой в использовании сервис для дистанционного обучения и проведения онлайн-уроков. Подключение бесплатное, быстрое и максимально простое. Для подключения к уроку слушателю нужно ввести его идентификатор и пароль, подключаться можно как с компьютера, так и со смартфона. Можно включить или отключить свое видео, камеру и микрофон. Есть возможность задавать вопросы как вслух, так и написать их в чате программы.

Несмотря на то, что для образовательного дистанционного процесса эта платформа считается наиболее приемлемой, случались и неприятные ситуации. Так, на занятие по биологии в одной из школ в Звенигороде заглянули «шутники» и начали оставлять непристойные записи. В конечном итоге конференцию вести прекратили и выключили урок.

 

МНЕНИЯ

Татьяна, мама десятиклассницы:

– Это достаточно сложно выдерживать многочасовые видеоконференции. К концу «учебного дня» мозг моей дочери просто не выдерживал восприятие информации. Одно дело, когда ты сидишь на уроке в школе, другое – воспринимать учителя через экран компьютера. После уроков еще и домашнего задания очень много. Дистант – это гораздо сложнее, чем очное обучение. У ребенка должен быть высокий уровень самоорганизации.

Роман, девятиклассник:

- У нас в семье нет ни компьютера, ни ноутбука. А смотреть уроки на смартфоне сложно. Я сама из села, но учусь в городе. Хорошо хоть с интернетом здесь нормально. А вот дома, куда я уезжаю на выходные, связь с перебоями, поэтому даже домашнее задание отправить не могу. Местные ребята даже не пользуются разными сайтами и зумом для обучения – интернета нет. Учителя им разносят ДЗ распечатанное на бумаге. Вот вам и двадцать первый век.

 

  1. «ЭПОС.Школа»

Электронный дневник «ЭПОС.Школа» – это облачная платформа, состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотеки электронных образовательных материалов и инфраструктуры, которая обеспечивает работу этих модулей. Также действует мобильное приложение, которое дублирует основные функции системы.

В «ЭПОС.Школа» у учителя есть возможность удалённо задавать домашнее задание школьникам. Ученики могут смотреть и скачивать материалы, которые прикрепили учителя: текстовые документы, презентации, видеоролики. Выполнив задания, школьники смогут отправить их на проверку в этой же системе. Есть возможность общаться с педагогами и администрацией школы, а также родителями.

 

МНЕНИЯ

Ольга и Сергей, родители учеников 3 и 6 классов:

– Бесконечное фотографирование домашних заданий, сканирование, прикрепление, отправление в электронный дневник и заодно на личную почту учителя –  процесс, который выматывает нервы. ЭПОС постоянно подвисает. Начинаешь скачивать материалы для обучения – ноутбук вырубает. Если наш шестиклассник еще более-менее справляется сам, то ученику начальной школы трудно разобраться в электронном дневнике. Приходится контролировать.

 Ирина Николаевна, учитель:

– Для меня эта платформа наиболее удобна. Считаю, что это оптимальный вариант для дистанционного обучения. Свои уроки я записывала на видео и выкладывала на «ЭПОС».  Если была необходимость прикладывала графические материалы – таблицы, схемы, а также презентации. Тут же и домашнее задание, и отметки, и переписка с учениками – все в одном месте.

 

  1. «Фоксфорд»

Фоксфорд — это онлайн-школа, которая включает в себя курсы для школьников, их родителей и учителей, а также занятия с репетиторами. Большой упор сделан на подготов­ку к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам. Этот сайт позиционирует свою платформу как единственно правильную для дистанционного обучения. «У нас удобная платформа для занятий, где всё интуитивно понятно даже первоклашке. В «Фоксфорде» комфортное расписание, в котором остаётся время для отдыха и увлечений. Занятия ведут профессионалы, которые не только блестяще знают свой предмет, но и мастерски общаются с детьми через экран компьютера. Персональные наставники объясняют, как правильно учиться в интернете, и помогают родителям держать всё под контролем», – сообщается на сайте. «Фоксфорд» занимается дистанционным образованием уже 10 лет, постоянно улучшая наработки, а школьным педагогам пришлось пройти этот путь за пару недель. Платформа, несмотря на то что встречаются бесплатные курсы, платная, поэтому образование на ней доступно далеко не всем.

 

МНЕНИЯ

Ксения, выпускница:

– Я использовала «Фоксфорд» как дополнение к основному обучению, предлагаемому учителями. Так как планирую получить высокие баллы на ЕГЭ. Хотя уже сейчас думаю: а зачем вообще ходить в школу, если качественное онлайн-образование есть, и оно может быть результативным. Считаю, чтонтерес к такому формату будет расти, и развитие дистанционного образования ускорится. За технологиями будущее!

Алексей, отец пятиклассника:

– Сын проходил бесплатные курсы. Покупали участие в олимпиаде, но школьных знания для нее было недостаточно, поэтому набрал мало баллов. Хочу записать его на курс по русскому языку, о нем очень хорошие отзывы.

 

  1. ВКонтакте

Несмотря на то, что социальная сеть не является официальной платформой для дистанционного обучения, большинство учеников и учителей пользовались ей как способом передачи заданий и отправки выполненного материала. Создавались группы классов, чаты с учителями, шла переписка в личные сообщения. Интересный пример, когда учитель физкультуры создала для каждой параллели начальных классов закрытые группы, где выкладывала задание, например, выполнить упражнения по примеру, снять на видео и отправить его в комментариях к посту.

Соцсеть оказалась наиболее общедоступной для большого круга лиц. Во Вконтакте можно загрузить и видео, и аудио, и текст, и графические материалы. Есть прямые трансляции.

Владимир Алёшин, директор департамента образовательных инициатив «ВКонтакте» писал: «Одна из значимых целей образовательных инициатив «ВКонтакте» – предложить пользователям инструменты, которые будут поддерживать их мотивацию. Мы разрабатываем и внедряем механики, которые помогут вовлекать учащихся и удерживать их интерес к образованию. Также повышает мотивацию к учебе качественный интерактивный контент, а «ВКонтакте» его миллионы единиц. Мы помогаем образовательным сообществам, онлайн-школам и репетиторам создавать еще больше нового, интересного пользователям контента».

 

МНЕНИЯ

Кирилл, 9 класс:

– Сначала нас пытались грузить разными сайтами, но потом все свелось к ВК. Здесь удобно. Но надо быть очень вежливыми и корректными при общении с учителями. Хоть ВКонтакте – это, прежде всего, развлечение, но нам он помог и на дистанционке.

Мария Александровна, учитель:

– В социальной сети ВКонтакте есть все ресурсы для организации дистанционного образования. Я создала группу, где отдельным постом выкладывала видео урока, прикрепляла документы, писала домашнее задание. Периодически вела прямые эфиры.

 

В целом, педагоги пока скептически относятся к дистанционному обучению. По их мнению, оно никак не сможет заменить учителя. Индивидуальный. подход к ученику не обеспечит ни одна платформа. О полном переходе на дистант не может быть и речи. Хотя первый опыт обучения на изоляции дал хороший результат по освоению цифровых образовательных технологий. Шаг вперед сделан.

 

Ольга Сёмина

Фото автора