Новые времена – новые нравы. Это известное высказывание можно применить почти ко всем сферам жизни. Даже к такому, казалось бы, простому вопросу, как выбор кружка для ребенка. Если раньше дети выбирали «Юный натуралист» и «Судомоделирование», то сегодня они отдают предпочтение, к примеру, программированию или робототехнике.
Но если в больших городах новые направления для развития можно встретить как в крупных образовательных центрах, так и в небольших домах детского творчества, то в маленьких населенных пунктах Пермского края такие кружки скорее исключение, чем правило.
Марина Шеина из Осы стала преподавать робототехнику случайно. Об этой образовательной технологии стали говорить университетские коллеги. Слово было на слухе, и она приехала на международные соревнования по робототехнике в Пермь – просто посмотреть.
– И я увидела на турнире таких заинтересованных детей, их горящие глаза, смотрела на эти соревнования и ничего не понимала, что они делают, чем занимаются. Создаваемые ребятами проекты казались чем-то недосягаемым. Было это три года назад, – вспоминает Марина Борисовна, – и тогда я решила, если я это не знаю, то должна узнать!
По образованию учитель начальных классов, сегодня она преподает студентам в колледже учебно-исследовательскую деятельность и основы философии. Рабочий день длится с восьми до пяти, а потом… Потом открывается волшебный детский мир робототехники, где она учит малышей конструировать и программировать. Домой приходит около десяти вечера. Но прежде, чем учить детей, надо во всем досконально разобраться самой. «Муж ложится спать, а я сажусь собирать роботов», – шутит кандидат наук. Да, Марина Шеина в 2013 году защитила диссертацию по семейному воспитанию. И сейчас коллеги ее настраивают, что пора писать докторскую по робототехнике.
– Чтобы разобраться в основах, выбрала для себя самый оптимальный вариант – двухдневный семинар на базе детского центра «Муравейник», который провела Мария Титова, педагог пермского центра развития робототехники, – говорит Марина Шеина. – Я поняла суть и осознала, что дальше смогу разобраться в робототехнике сама. Купила для себя конструктор, программное обеспечение. Начала работать, осваивать.
Отмечу, что роботехника является одним из наиболее перспективных направлений в сфере ІТ-технологий. Прогнозируют, что в ближайшее время появится десяток новых профессий, связанных с робототехникой. Спрос на изучение робототехники очень возрос, потому как она используется во многих областях – в жизни, в образовательных процессах, в научных проектах, здравоохранении, военной сфере и промышленности. Постепенно роботы входят в нашу с вами жизнь: это робот-пылесос, робот-администратор, робот-диагност и т.д. Поэтому общество, как никогда, нуждается в грамотных специалистах в области информационных технологий, которых, получается, готовят с детсадовского возраста.
Считается, что робототехникой должны заниматься технари, люди, имеющие техническое образование, закончившие политех и очень хорошо разбирающиеся в физике, электронике. Оказалось, что это не так.
Марина Шеина нарушила этот стереотип. Решила, что должна освоить робототехнику и сделала это, открыв в Осе кружок по робототехническому направлению.
Сначала занималась с ребятами дома, индивидуально, потом помещения предоставляли школы и библиотеки, но каждый раз приходилось носить все оборудование с собой. И только став индивидуальным предпринимателем, взяла в аренду помещение, которое оптимально оборудовала так, чтобы было комфортно для обучения детей.
К первооткрывателю присоединились учитель по информатике Семён Черныш, который взял ребят постарше, и Наталья Марышева, которая преподает шахматную науку. Получился мини-образовательный центр, куда с большим интересом бегут дети со всего города.
Процесс пошел, но педагогам хотелось получить какое-то подтверждение тому, что они двигаются в правильном направлении. Впервые, спустя месяц учебы, один из воспитанников Марины Борисовны принял участие в конкурсе в Перми и вошел в пятерку лучших. Ведь на конкурсах получаешь оценку своей деятельности, их атмосфера непередаваема, то, что дети получают там, они не получат нигде. Они посмотрели, что делают другие, и показали, что могут делать сами, и поняли, что нужно двигаться дальше.
А дальше… Оглушительные победы во Всероссийском робототехническом чемпионате FIRST в Красноярске, на Международных соревнованиях в Минске и других турнирах. И желание покорять новые вершины!
Но в маленьком городе дело это не окупаемое. Для многих родителей заплатить 300 рублей за часовое занятие – дорогое удовольствие. Из вырученных средств большая часть уходит на приобретение качественного и сертифицированного оборудования, которое постоянно требуется новое, более современное, так как оно быстро устаревает, а дети развиваются, и им постоянно нужна более сложная техника. По сути, кружок держится на энтузиазме педагогов. И как надо изворачиваться педагогам, чтобы ребенок, придя один раз, захотел прийти снова и снова.
– Мы будем работать до тех пор, пока будет спрос, когда мы будем нужны! Представляете, как надо стараться, чтобы родитель захотел платить, а ребенок захотел ходить. Мы держимся только на доверии людей. И если нам доверяем, мы будем жить, – говорит Марина Борисовна.
Когда она начинала заниматься робототехническим образованием, то сама себя испугалась: личного времени не стало вообще. Но сейчас она как человек увлекающийся в другой сфере себя не мыслит. Нет ни одной минуты, чтобы она об этом не думала, не жила робототехникой. Это уже не увлечение, это тяжкий труд.
– Говорят, что предприниматель, это человек, который работает в режиме 24 на 7, – улыбается педагог. – Все, что знаю, я уже дала детям, а они хотят большего, поэтому я должна идти дальше. Я бы хотела лечь на диван и почитать книжку о любви, но я беру учебник физики и ищу новые идеи. И понимаю, что живу не зря. И у нашей страны есть какое-то будущее. И у меня хватит сил развиваться дальше.
Впрочем, предпринимательство это вынужденное, хотелось бы, чтобы робототехника была под эгидой государства. Но никто не взял под свое крыло – нет мест, нет средств, нет помещения. А дело это очень затратное: чтобы организовать одно рабочее место надо около 50 тысяч рублей.
Бренд «РобоБот» – именно так назвали кружок – уже знают по всей стране, он внесен в общую базу робототехнических кружков, ребят персонально приглашают на соревнования. И имя «РобоБота» звучит в числе лидеров робототехнического образования не только в Пермском крае, но и России.
Ольга СЁМИНА
Фото автора